Предыдущая Следующая
трагедии''. В этой цитате из ''Поэтики'' Вавилонская башня противоречий,
несомненно, осознанных автором, начиная с того, что
возможность=правдоподобность потребна лишь в трагедии, а не в комедии,
кончая тем, что и в трагедии без нее, то есть без прямых доказательств того,
что ''герои лучше нас'', можно обойтись, однако за ней ? цитатой ? стоит
дивное диалектическое открытие, сделанное Аристотелем по ходу дела, то есть
сочинительства, и заключающееся в том, что суть поэзии вовсе не формальна,
а, напротив, состоит в эстетическом формализме, сейчас выясним, каком
именно, и, кроме того, деление на жанры ? от лукавого, вернее для
постановщика и актера.
Далее Стагирит пишет: ''Достоинство речи ? быть ясным и не быть
низким''. Честно говоря, этим он должен был начать и кончить свою
''Поэтику'' и, наверное, так бы и поступил, если бы придумал эту фразу
заранее, составляя план трактата. Вместо этого он начал с классификаций,
представлявшихся ему естественными, позволил сочинению эволюционизировать по
мере написания и набрел на кульминацию случайно, слишком поздно, когда жаль
было выбрасывать сделанное и одновременно невозможно следовать плану. Так он
бросил задуманную им теорию катарсиса (быть может, сохранил ее для иного
сочинения, а может быть, не захотел говорить о катарсисе, породив его) и то
ли не написал, то ли не сохранил для нас главы о комедии, которую я, в
отличие от героя Эко, не взялся бы восстановить ? настолько неконсистентна,
прогрессируя, сохранившаяся часть опуса, настолько она противоречива,
настолько не тавтология.
Итак: ''Достоинство речи ? быть ясным и не быть низким'' ? так пишет
Стагирит, опережая мир на две с лишним тысячи лет. Примерно так же нам лет
сто или даже семьдесят назад определяли задачу поэзии ? соединять звучание
слов и их значение, или, что то же самое, быть самой лучшей, самой чистой
Предыдущая Следующая
|