Предыдущая Следующая
В свою очередь родственна рассказу и новелле Эпические жанры: Сказкасказка, являющаяся одним из широко известных видов эпического рода литературы. Фольклорная сказка волшебного, бытового и авантюрного характера предшествовала новелле и рассказу, являлась одним из источников, откуда они возникли. Литературная сказка (Андерсена, Гофмана, Уайльда, Сент-Экзюпери) в свою очередь испытала воздействие малой эпической формы. Но в обоих случаях есть существенное различие между сказкой и новеллой. В сказке происходят заведомо невероятные события, сказка - ложь, чего сказитель и не пытается скрыть. В новелле же события мало вероятны, но в принципе возможны («Маркиза д`О» Г. Клейста, «Рип Ван Винкль» В. Ирвинга) Возникновение волшебной сказки относят к временам архаическим и связывают с верой в тотем. В сказке четко разграничиваются добро и зло, причем финал непременно оптимистичен. Помимо этого, сказка - добрым молодцам урок, отсюда усматривается еще одно отличие от новеллы, где откровенная дидактика необязательна.
Одной из привлекательных особенностей сказки является ее родство с утопией. В сказке, в сущности, все равны, а отношения строятся на основе карнавального панибратства. Будь ты сапожник или портняжка, но ты запросто можешь поговорить с королем, а если подфартит, то, глядишь, крестьянский сын после всех испытаний может стать королевским зятем. Но утопичность сказки еще и в другом - в гармонии мира, во всеединстве живого и сущего. А если кого-то подстерегают передряги и напасти, то они лишь временные отступления от идеальной нормы. Впрочем, испытание как путь к счастью - сюжетный ход множества произведений эпического рода литературы.
Следует иметь в виду, что открытие сказочного богатства фольклора разных народов произошло в эпоху романтизма. Немецкие романтики, а вслед за ними и романтики других стран объявили сказку каноном поэтического искусства. Сказочность внедрилась в контекст всех эпических жанров.
Предыдущая Следующая
|