Предыдущая Следующая
В сказках и баснях нередко действуют одни и те же персонажи: животные, растения, вещи, а люди обозначены не именем, а какой-то заметной чертой характера или профессией. События тоже могут быть похожи своей непохожестью на реальную жизнь. Но Эпические жанры: Баснябасня от сказки отличается более очевидной двуплановостью, и что бы ни происходило со Стрекозой и Муравьем, Вороной и Лисицей, даже самый маленький неискушенный читатель понимает, что разговор идет о людях. Сказка может быть либо страшной, либо смешной, басня - обязательно комична. Отсюда проистекает ее жанровая доминанта: чтобы не попасть в смешное положение, надо.… Далее следует полезное наставление. В баснях, как правило, смеются над моральными пороками, а они извечны. Вследствие этого рамки этого вида поэзии ограничены, а перечень баснописцев краток: ЭзопЭзоп, Лафонтен Ж.Лафонтен, Крылов И.А.Крылов, Прутков К.Козьма Прутков, Бедный Д.Д. Бедный, Михалков С.С. Михалков. Кто следующий?
Емкое и конкретное определение басенного жанра дал Жуковский В.А.В.А. Жуковский в статье «О басне и баснях Крылова»: «Что в наше время называется баснею? Стихотворный рассказ происшествия, в котором действующими лицами бывают или животные, или твари неодушевленные. Цель сего рассказа - впечатление в уме какой-нибудь нравственной истины, заимствуемой из общежития и, следовательно, более или менее полезной»Жуковский В.А. Сочинения. В 3-х томах. Т. 3. М., 1980. С. 375..
Принципы создания басен ясны и понятны, а вот воплотить их на практике оказывается непросто: в басне опасна банальность и конъюнктурность.
Средним жанром эпоса считается Эпические жанры: Повестьповесть, отличающаяся от романа и рассказа объемом текста и соответственно жизненного материала. Повесть занимает промежуточное положение между ними, имеет хождение в отечественной литературе, в западной употребляется в значении «повествование».
Эпические жанры: ОчеркОчерк - малый вид эпоса, от рассказа и новеллы он отличается документальностью и публицистичностью. Путевой, судебный, физиологический, нравоописательный очерк как всякое произведение малой формы тяготеет к циклизации («Путевые картины» Г. Гейне, «Очерки Боза» Ч. Диккенса, «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского).
Предыдущая Следующая
|