Поле изображения
объектива, тем более широкоугольного, тоже соответствует довольно большому углу
(50°—60°). Угол же зрения, под которым изображение рассматривается на бумаге
или на экране, значительно меньше (для 10 ряда зрительских мест диагональ
экрана стягивает угол зрения 15—20°). При таком угле зрения все части
изображения довольно легко сравнимы, то есть можно считать, что зритель видит
и оценивает все изображение одновременно, а не по частям, как он оценил бы этот
объект- при наблюдении его в натуре. Следовательно, если между масштабами
отдельных частей изображения есть диспропорция, то она легко ощутима зрителем
и производит впечатление искаженного изображения.
При чрезмерном
приближении точки съемки к человеческому лицу несоразмерность масштабов
изображения отдельных его частей настолько велика, что может привести к
каррикатурности.
На рис. 33 показаны
приблизительные расстояния от объектива до отдельных частей лица — носа, глаза
и уха — при съемке с трех различных точек.
Зная фокусное
расстояние применяемого объектива, можно определить масштабы изображения каждой
из частей лица во всех трех случаях.
Так, пользуясь
объективом с f= 25 мм,
получим следующие масштабы
1) Для случая А (съемка с расстояния 2 м):
Масштаб изображения носа
масштаб изображения глаза
масштаб изображения уха
2) Для случая «Б» (съемка с расстояния 1 м):
масштаб изображения носа
масштаб изображения глаза
масштаб изображения уха
3)Для случая «В» (съемка с расстояния 0,5 м.):
масштаб изображения носа
масштаб изображения глаза
масштаб изображения уха
Если во всех 3-х
случаях масштаб изображения уха принять 100%., то масштаб изображения носа
составит:
Для случая А
для случая «Б»
для случая «В»
Если при разнице
масштабов изображений носа и уха в 7,5%. как в случае «А», создается естественное
перспективное впечатление, то при разнице масштабов в 15%, как в случае «Б»,
изображение приобретает преувеличенную объемность. Кинооператоры иногда
используют такую степень подчеркнутое™ перспективного построения для
достижения эффекта стереоскопичности портрета. Изображение же, на котором
масштаб носа на 30% крупнее масштаба уха, как в случае «В», настолько необычно
для восприятия, что даже знакомые черты лица могут оказаться неузнаваемыми.
Предыдущая Следующая