Предыдущая Следующая
Приняв размер
экрана равным 3,2x4,4 м (увеличение 200х), мы выше определили перспективно
благоприятную позицию для кадров, снятых объективом f = 50 мм на расстоянии 10 м, Позиции
для наблюдения на этом экране кадров, снятых объективами с f = 25, 35, 75 и 100 мм, будут
соответственно равны 5 м, 7 м, 15 м и 20 м.
Если считать, что
первый ряд кресел обычно в кинотеатрах располагается от экрана на расстоянии,
равном приблизительно 1,5 ширины экрана, а задний ряд на расстоянии, в 4,5—5
раз превышающем ширину экрана, и что расстояние между рядами равно 75—80 см, то
наилучшие места для наблюдения кадров, снятых объективом f = 35 мм, будут во 2-м—3-м рядах, для
кадров, снятых объективом f = 50 мм, в 5-м—7-м рядах, для 1 = 75 мм — в И—13 рядах и для f = 100 мм — только в самых последних
рядах зрительного зала. Перспектива же в кадрах, снятых короткофокусными
объективами с f = 25 мм
и f = 28 мм, с любого зрительного места
будет казаться неестественно преувеличенной, так как благоприятная в смысле
перспективы точка зрения для таких кадров оказывается между экраном и 1-м рядом
кресел, то есть в такой близости к экрану, откуда экранное изображение
наблюдать почти невозможно по причине заметной зернистости и стробоскопического
эффекта (дрожание контуров), о чем будет сказано в следующих главах..
Таким образом,
широко распространенное мнение о том, что киносъемочные объективы с фокусными
расстояниями 28 мм и короче искажают перспективу, не лишено некоторого
основания, но причина этого явления понимается чаще всего совершенно неверно.
Дело, как мы видим теперь, не в самом изображении, которое построено
перспективно правильно, а в том, что условия наблюдения не идентичны в этом
случае условиям съемки.
В этом легко
убедиться не только на примерах экранных изображений, но и на примерах
изображений статических, то есть на фотографиях и живописных картинах,
построенных в правильной перспективе.
Предыдущая Следующая