Предыдущая Следующая
Увеличение же
прозрачности объектива для лучей узкой (средней) части спектра по сравнению со
всем спектром сравнительно невелико. Теоретически просветление объектива
незначительно приближает воспроизведение цвета к реальному зрительному
цветовосприятию. Практически просветленный объектив на цветовоспроизведение
объекта не влияет.
Светорассеяние в системе объектив—камера
Просветление не
только увеличивает коэффициент светопропускания объектива, но и повышает его
контрастную способность. Негативы, полученные при употреблении просветленных
объективов, обладают большей прозрачностью в тенях, то есть в светлых частях
негативного изображения.
Объясняется это
крайне просто.
В непросветленном объективе
свет, отраженный поверхностями линз (начиная со второй поверхности), частично
проникает внутрь камеры. Он не участвует в построении изображения, но создает
на светочувствительном слое засветку, которая образует на негативе добавочную
равномерную плотность — «вуаль».
Это явление
называется светорассеянием.
На рис. 55 схематично
показано проникновение «паразитного» света внутрь камеры.
Луч I в точке В
разделится на два луча. Луч I, то есть основной луч, участвует в построении изображения, а луч II претерпев отражение в точке С и преломление в точке D, проникает внутрь камеры, но участия в построении
изображения не примет. Совокупность подобных «хаотично направленных» лучей и
создает «вуаль».
Чтобы понять, почему
вуаль снижает контраст изображения, разберем такой случай.
Пусть снимаемый
объект имеет наибольшую яркость, равную 200 каким-либо условным единицам, а
наименьшую яркость — 2 таким же единицам. Следовательно, интервал яркостей, то
есть отношение яркости самой светлой детали к яркости самой темной детали,
равен 200 : 2= 100.
При идеальной передаче
на светочувствительном слое был бы получен такой же интервал освещенностей:
наибольшая освещенность была бы равна 200 (в любых условных единицах), а
наименьшая освещенность равна 2.
Предыдущая Следующая