Предыдущая Следующая
Лукино Висконти оказалась лично и художнически близка история больного интеллектуала Ашенбаха, встречающего перед скорой смертью на пляже Лидо в Венеции изумительно красивого мальчика Тадзио. Режиссер как бы возвращает героя к его прототипу, превращает писателя в композитора, а в звуковой партитуре дает фрагменты из музыки Малера (симфония № 5), сентиментально-мучительной, прекрасно-трагической, жизнеутверждающе-скорбной. Лента Висконти, который продолжил после «Гибели богов» плодотворное сотрудничество с оператором Паскуалино Де Сантисом, удивительно точно чувствующим манеру разных режиссеров и своеобразие их мира, запечатлеваемого на пленке, невероятно изысканна, красива, возвышена, патетична. Но гимн звучит по исчезнувшей красоте, оставшейся в далеком прошлом, недостижимой эпохе, некоем идеальном краю. Тоска по неосуществимой мечте, а не только смертельная болезнь гложет душу и сердце художника. Любовь к прекрасному, ангельскому созданию, словно спустившемуся с небесных сфер, оборачивается непереносимой мукой, приближающей наступление смерти. Тадзио — ангел, явившийся за душой, провозвестник холеры, пришедшей в Венецию, образ смерти, посетившей земную юдоль.
Фильм «Смерть в Венеции» получил юбилейную премию 25-й годовщины фестиваля в Канне, где главный приз достался английской картине «Посредник» Джозефа Лоузи, во многом придерживавшегося схожих пристрастий в искусстве. Некоторые критики посчитали этот факт оскорбительным для великого итальянского мастера кино, иронизируя над тем, что был незаслуженно награжден всего лишь посредник, а не тот, кому предназначено быть принимающим послания. Хотя в критических откликах на несомненный шедевр Висконти можно встретить даже такой анекдотический образчик глупости именно одного из англосаксов: «первый претендент на звание самого переоцененного фильма всех времен» (Time Out, 1985).
Сергей Кудрявцев
В ролях: Дерк Богард, Сильвана Мангано, Бьeрн Андресен, Ромоло Валли, Мариза Беренсон, Марк Бернс.
Предыдущая Следующая
|