Предыдущая Следующая
Сюжет — авторская разработка фабулы (см.), наделенная драматургической композицией. Также ход повествования о событиях, способ развертывания темы как художественная версия события–прототипа. Иногда отождествляется с фабулой. Существуют как бессюжетные произведения типа зарисовки, где гармония восприятия создается ассоциативным монтажем, так и снабженные сложным иерархическим сюжетом, в частности, создаваемые в виде компьютерного гипертекста, читаемого в интерактивном режиме (прототипом которого считается роман Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагоссе»). В одноразмерных текстовых формах, каковыми являются литература, экранное и сценическое искусство, наиболее часто встречаемый вариант сложносоставного сюжета, когда герой несет еще и роль актера в сюжете–инсерции (вставке), причем как роль дополнительную (например, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»), так и в точности ту же самую («Женщина французского лейтенанта»). На ТВ сюжет означает короткая информационная передача (заметка), записанная заранее и сопровождаемая закадровым комментарием (проф. жаргон), также содержательная часть передачи в законченной форме, обычно на основе видеоряда (фр. sujet букв. предмет).
Телекоммуникационное пространство — местность, радио– или телеаудитория которой составляет единое целое, связанное общей системой СМК.
Тип — виртуальная, эвристически достигнутая (сформулированная) характеристика общности группы: внешней — фенотип, программной (генетической) — генотип, развития — характеристика биологического вида в классическом понимании, что адекватно соответствует понятиям видового, породного или сортового типа. Понятие типа было ключевым в изучении изменчивости, в настоящее время используется синергетикой (наука о самоорганизации) в интерпретации поведения эволюционирующей системы, в том числе жанровой структуры телевидения. Типологически может быть охарактеризована любая классификационная единица различного уровня в иерархии. Однако далеко не каждая формально описанная как индивидуальность единица соответствует физически существующему кластеру. С другой стороны, человек может придумать и создать такое, что в принципе не воспринимается другим человеком и в принудительной процедуре формальной классификации порождает лишенный содержательного смысла ответ. В таком случае можно попытаться решить проблему жанра конкретного произведения чисто формально (к какому типу его относить) по его описанию или анализу. Критическая характеристика творческого экранного произведения складывается из трех моментов, отражающих в совокупности авторскую концепцию: что хотел сказать автор; что реально получилось; как воспринимает результат зритель. Если зрительская реакция отсутствует или откровенно неадекватна, обычно вопрос адресуют автору фильма — что, собственно, тот хотел выразить. Однако именно это как раз и бессмысленно, так как все три момента имманентно увязаны. Если нечто цельное было заложено в авторском замысле, то его творческая реализация обязательно будет иметь авторскую завершенность в готовом продукте, что отражается как в профессионально–критическом анализе, так и в зрительской эмоциональной реакции. На пути от зарождения авторского замысла до тиражирования коммерческого продукта (эфир или продажа кассет) может поменяться жанр вплоть до полной неузнаваемости автором, но смысл остается — к сожалению, сам автор не может определить его наличие, а сторонняя оценка на творческом этапе невозможна, только по его завершении в оформленном продукте. Три элемента цепи связаны наличием смысла в каждом, но не смыслом каждого. Пример неклассифицируемого произведения — показанный ОРТ пятисерийный фильм «Жди и помни меня» Юрия Занина, посвященный жизни и творчеству Аллы Пугачевой. Авторы ухитрились сделать фильм вне жанровой структуры при практически отсутствующем его индивидуальном типе, и зрительская реакция оказалась невыраженной (в любом случае не соответствовала популярности героини) — несмотря на то, что фильм анонсировала компания и ждал зритель.
Предыдущая Следующая
|