Предыдущая Следующая
Нам,
артистам, нужно широко пользоваться тем, что эти физические действия,
поставленные среди важных предлагаемых обстоятельств, приобретают большую
силу. В этих условиях создается взаимодействие тела и души, действия и
чувства, благодаря которому внешнее помогает внутреннему, а внутреннее
вызывает внешнее: стирание кровавого пятна помогает выполнению честолюбивых
замыслов леди Макбет, и честолюбивые замыслы заставляют стирать кроваво« пятно.
Недаром же в монологе леди Макбет все время чередуется забота о пятне с
воспоминанием отдельных моментов убийства Банко. Маленькое, реальное,
физическое действие стирания пятна приобретает большое значение в дальнейшей
жизни леди Макбет, а большое внутреннее стремление (честолюбивые замыслы)
нуждается в помощи маленького физического действия.
Но есть
и еще более простая и практическая причина, почему правда физических действий
приобретает важное значение в минуты трагического подъема. Дело в том, что в
сильной трагедии артисту приходится доводить себя до высшей точки творческого
напряжения. Это трудно. В самом деле, какое насилие вызывать в себе экстаз без
естественного позыва хотения! Легко ли против воли добиваться того
возвышенного переживания, которое рождается только от творческого увлечения!
При таком противоестественном подходе нетрудно свихнуться и вместо подлинного
чувства вызвать простой, ремесленный актерский наигрыш и мышечную судорогу.
Наигрыш легок, знаком, привычен до механической приученности. Это путь
меньшего сопротивления.
Чтоб
удержать себя от такой ошибки, нужно схватиться за что-то реальное, устойчивое,
органическое, ощутимое. Вот тут нам необходимо ясное, четкое, волнующее, но
легко выполнимое физическое действие, типичное для переживаемого момента. Оно
естественно, механически направит нас по верному пути и в трудные для
творчества моменты не даст свернуть на ложную дорогу.
Предыдущая Следующая