Предыдущая Следующая
Вот
элементарные примеры подтекста.
1. На
движение:
Вы
здороваетесь с недругом — у вас один характер движения протягиваемой руки. Вы
здороваетесь с другом — у вас другой характер движения руки. Вы здороваетесь со
слабым, больным человеком — у вас опять новый характер движения руки.
2. На
речь и движение:
Представьте
себе, что вы опаздываете в театр. По дороге встречаете знакомого, который
начинает вас пространно расспрашивать о здоровье всех ваших родных. Вы
стараетесь быть любезным, отвечаете на вопросы, а сами все время думаете:
«опоздаю или нет?» Если вы недостаточно владеете собой, то в ваших ответах на
расспросы знакомого, в ваших движениях и поведении будет явное беспокойство.
3. На
речь:
Вы влюблены,
но еще не признались в этом. Вы можете сказать вашей любимой самую обыденную
фразу: «Я к вам приду», а в сказанном явно прочтется другой смысл — «я вас
люблю».
Подтекст
—это внутренний смысл, заложенный в сказанном слове или фразе, это вторая жизнь
речи или вторая жизнь движения.
На
репетиции вы можете определить актеру второй смысл фразы — подтекст, а актер,
говоря текст, должен пробовать произносить его как фразу подтекста. Так легко
найти верную интонацию, придать фразе подлинный смысл. То есть актерам вполне
возможно, действуя на репетициях, «отложить» текст и начать говорить фразы
подтекста, а потом подменить фразы подтекста фразами текста, уже говоря их с
внутренним скрытым смыслом,
Станиславский,
работая с учениками, говорил о подтексте, как о средстве приведения всей жизни
актера на сцене к сверхзадаче, как о средстве, создающем сквозное действие. Он
говорил, что смысл творчества — в подтексте, ибо подтекст это то, ради чего
автором написан словесный текст. Актеры могут передать смысл произведения,
правильно поняв и оживив своими переживаниями подтекст. Он говорил, что пьесу
можно дома прочесть, а почувствовать ее смысл, ее «ожившую душу» можно только
в театре через подтекст, созданный и переживаемый артистами.
Предыдущая Следующая