Предыдущая Следующая
Если
взрослый человек поместится в кадре соответственно «крупному плану», это и
будет «крупный план» и т. д.
Приведенная
терминология планов на практике оказалась очень удобной. Но так как на этот
предмет не установлены общие точки зрения, познакомьтесь и с другими
определениями планов. Например, Ю. Желябужский пишет:
«План —
это средство показа основного объекта и его действия, а также обстановки, т. е.
места действия, или в общих чертах или с выделением нужных деталей.
Общий
план позволяет показать основной объект съемки (главное действующее лицо) и
его действие (поведение) без детализации, позволяет охарактеризовать
одновременно место действия (обстановку) и взаимодействие главного действующего
лица с обстановкой и другими действующими лицами (второстепенными объектами
съемки).
Средний
план выделяет и акцентирует вид (форму) действия и состояния главного
действующего лица (объекта съемки), показывая его в окружении и взаимодействии
с частью места действия (суженным местом действия).
Крупный
план выделяет и акцентирует детали формы, поведения и состояния главного
действующего лица (объемные съемки), выделяя их из окружающей обстановки (места
действия) или сводя изображение места действия к роли фона или необходимого
аксессуара.
Очень
крупный, так называемый «американский», план или «деталь» показывает и
выделяет существенную деталь действия, или деталь обстановки, или какую-нибудь
часть объекта съемки».
ЗАЧЕМ НУЖНЫ РАЗНЫЕ ПЛАНЫ
Актеры
перед вами разыграли сцену. Вот ее содержание: за столом муж и жена'
завтракают. Муж пьет чай и одновременно читает газету. Жена погружена в решение
кроссворда. Допив чай и поставив стакан, муж смотрит на стенные часы. Часы
показывают восемь. Муж подходит к жене, целует ее и уходит.
Посмотрите всю эту сцену в раму с
«общего плана». Вам безусловно захочется в ряде мест действия выделить детали —
показать их не в «общем плане», а более «крупно». Ведь, глядя па действия
актеров только издали, вы не все одинаково отчетливо будете видеть. В
некоторые моменты действия вам захочется увидеть его детали «покрупнее», таким
образом, чтобы ненужное, лишнее в данный момент не мешало. Поэтому, приступая к
съемке (только изображения, без звука) указанной сцены, мы поставим не один
съемочный аппарат, фиксирующий «общий план» сцены, а несколько аппаратов, чтобы
и нужные нам детали действия, нужные «укрупнения» также были засняты. У нас разные
аппараты будут снимать разные планы: один аппарат мы ставим на «общий план»,
второй так, чтобы он снимал «крупно» действия мужа за столом, третий так, чтобы
были засняты действия жены, четвертый так, чтобы увидеть «крупно» кроссворд в
журнале, пятый так, чтобы увидеть только часы, показывающие восемь (рис. 33).
Предыдущая Следующая