Предыдущая Следующая
Изучайте
композицию и историю пространственных искуств.
КИНОАППАРАТ ФИКСИРУЕТ ДВИЖЕНИЕ
Изучение
композиции пространственных искусств является только первоначальной ступенью в
изучении композиции кадра.
Композиция
кинокадра еще более сложна, чем живописная. Рассматривая живописную пли
фотографическую композицию, мы всегда фактически имеем дело со статикой —
неподвижностью, даже в случаях изображения движения на картине или фотографии.
Представьте себе, что живописец или фотограф зафиксировали в своих
произведениях бегущего человека по улице (па рисунке 340)
Как бы
удачно ни был <<схвачен» на живописной картине или на фотоснимке человек
в движении, все равно фактически на изображении человек недвижим дитя его
фигура и воспринимается как динамическая. И в течение полсекунды п ста лет —
пока будет цело изображение на рисунке 340 — человек па рисунке не приблизится
к столбу трамвайной остановки, находящемся перед ним, и не убежит от дерева,
хотя очевидно, что он «только что» пробежал мимо него. Никогда не изменится на
этом изображении и композиция, хотя изображение мажет быть истолковано как
динамическое.
На
экране кинематографический кадр — не статичен, а динамичен — в нем большей
частью происходит движение и в связи с этим композиция кадра постоянно
видоизменяете я.
Кинокадр
существует не только в пространстве, но и но времени, он обладает длиной
(метраж)—продолжительностью (время проекции).
Прерывное
и непрерывное движение в кадре является прерывным или непрерывным видоизменением
композиции кадра.
Вот
почему изучение живописной композиции — только первая ступень в изучении
композиции кинематографического кадра.
ДВИЖЕНИЕ В КАДРЕ
Давайте
снимем в кадре действующего актера. Поставьте аппарат, определите кадр. Вы
взяли кадр из «исходного положения» актерской игры — с ее начала. Для этого
момента кадр взят правильно (рис. 341).
Предыдущая Следующая