Предыдущая Следующая
По ходу
нашей сцены .(нашего куска) актеру необходимо работать, двигаться, наклоняться,
поворачиваться, приподниматься. Следите через аппарат за движениями нашего
актера в кадре. Вы видите, что композиции кадра, взятого в «исходном
положении», меняется в зависимости от движений, становится случайной и местами
неправильной. На рисунках 341 — 344 несколько наиболее показательных моментов
изменения в данном кадре композиции в связи с работой актера.
Построение кинокадра
должно производиться с постоянным учетом видоизменения данной композиции в
связи с движением в кадре.
Нам
построили декорацию комнаты (рис. 345),
В этой
комнате живет человек (играет наш актер). Актер делает сцену — человеку скучно
(или жарко), он постоял у окна, подошел к столу, посидел в кресле,
лег на диван. Запишем мизансцену (рис. 346).
Точнее: иллюзия движения на
экране (это вы должны знать из курса техники кино).
Вы
видите, что развитие мизансцены при съемке непрерывно изменяет композицию
кадра. На рисунках 347 — 350 ее основные (узловые) моменты.
Нельзя компоновать кадр
только по законам композиции и фотографии. Композиция кинокадра—композиция в
движении.
Не
забывайте, что в кино и аппарат бывает часто подвижен. Вы будете снимать
отдельные кадры картины «с движения» — с тележки, с поезда, автомобиля п т. д.
Вы будете снимать со съемочного крана — вы будете аппаратом приближаться к
объекту съемки, удаляться от него. Ваш аппарат будет следить за движением
объекта — «панорамировать» и т. д.
Рассмотрим кусок пленки, снятой с
движения (в данном случае «панорамой», рис. 351).
В
каждой клетке новый кадр — как бы новая композиция.
Вот
почему, осваивая и изучая живописную (и фотографическую) композицию, вы должны
помнить, что кинематограф снимает помимо статики—движение.
Увлечение
кадрами, построенными по живописным образцам, опасно — движение в таком кадре
может опрокинуть все ваши расчеты.
Предыдущая Следующая