Предыдущая Следующая
«Размеры»
кадров - «крупные планы». Так мы будем иметь постепенный переход с «общего
плана» на «средний» л на два «крупных» (разумеется одинаковых).
Двенадцатый
монтажный кусок (одиннадцатый съемочный) — «объятие и поцелуй» — следует
снимать но генеральному направлению «средним планом», потому что тринадцатый
кусок —«супруг и усаживаются за стол» мы должны показать дальним средним
планом (по генеральному направлению).
Теперь
определите съемочные точки для данной сцены (до конца ее) самостоятельно, но
соблюдайте следующие условия:
а)отклоняться
от генерального съемочного направления можно только п исключительных случаях,
обязательно оправдав для зрителя новую точку съемки;
б)количество
намеченных монтажных кусков не должно совпадать со съемочными кусками
(кадрами-планами). Если вы имеете возможность соединить несколько монтажных кусков
в один съемочный план, обязательно пользуйтесь этой возможностью;
в)устанавливайте
чередование «крупных», «средних», «общих» и прочих
планов с
учетом плавных и резких монтажных соединений и сопоставлений.
Давайте
об этом условии поговорим более подробно, так как неучет при съемке
соотношений планов является постоянной ошибкой молодого режиссера.
Если
вы, знакомясь с монтажным сценарием, в котором зарисованы кадры, сравнивая
кадры друг с другом п монтажной последовательности, не устанавливаете закономерной связи,
закономерных переходов от одного кадра к другому, то таком сценарий,
безусловно, сделан неправильно. Если в сценарии не соблюдена постепенность
переходов с крупных планов на общие через средние, такую картину зритель будет
воспринимать не спокойно, а непременно «скачками» и «рывками». Вполне возможны
и резкие соединения планов, но в тех случаях, когда надо подчеркнуть, сакцентировать
переход. Так как картина не может вся состоять из акцентов, поэтому можно, не
читая сценарий, сказать, что он сделан неправильно, если в нем в большинстве
кадров не учтена их связь — постепенность переходов. Драматическое развитие
всякого сценария требует определенного закономерного чередования напряженности
действия повышений и понижений, развитие кульминации и т. д., следовательно, и
в кадрах — в их композиции, в их взаимосвязи — непременно должно отразиться
содержание сценария, его драматургия. Поэтому кадры в правильно сделанном
монтажном сценарии должны закономерно распределяться по отдельным группам (монтажным
фразам, кускам, сценам, частям): то быть ровными — одинаковыми, то постепенно
«увеличиваться», то постепенно «уменьшаться», то ритмически чередоваться и
т.д. Неясное, неотчетливое, безразличное соотношение кадров показывает
нечеткую, неясную трактовку произведений — безразличный показ зрителю действия
картины.
Предыдущая Следующая