Предыдущая Следующая
Предположим,
мы монтажно в шести сменах кадров показываем беседу двух людей. Назовем одного
Л, другого Б (рис. 374).
Если беседа идет по сценарию
«ровно», все планы А и Б должны совпадать по размерам. Если при такой беседе
один план будет взят «чуть-чуть» крупнее или мельче — разница в «размерах»
будет мешать, а не помогать понимать действие. Если беседа постепенно
нарастает, становится горячее, каждый новый монтажный кусок ее, естественно, должен
укрупняться на экране. Правда, в этом случае куски могут остаться одинаковыми
по «размерам», а иногда могут постепенно «уменьшаться», это произойдет в случае
перенесения акцентов усиления беседы наречь актеров, музыку или на
композиционное (линейное, световое, тональное) построение кадров. Но все равно
— определенная закономерность в чередовании кадров обязательна.
Нам с
вами необходимо показать подряд несколько кадров лиц разных людей, кричащих
«ура». Очевидно, что мы в случае необходимости показа нарастания в криках «ура»
будем каждый последующий кадр снимать крупнее, а в случае необходимости показа
спадания криков «ура» каждый кадр снимем мельче. При показе ритмически
меняющихся криков «ура» будем в монтаже ритмически чередовать «размеры» кадров.
При съемке соотношение
планов диктуется содержанием.
Предположим,
что вам необходимо показать, как разные люди одинаково, с равным воодушевлением
кричат «ура». Такую монтажную фразу, естественно, надо построить из кадров
одного «размера». В то же время по сценарию необходимо отделить кадры друг от
друга, показать в них, что кричат «ура» разные люди и по-разному. Как же при
одной и той же крупноте кадров получить
ощутимую разницу (некоторый
акцент) в их чередовании? В этом поможет вам сознательный учет композиционного
построения кадров. На рисунке 375 показано, в каком случае кадры будут мало
отличаться друг от друга (в этих кадрах люди кричат о динаково). По крупноте
эти планы одинаковы. По композиционному построению одинаковы. Разница этих
кадров в объектах— в каждом кадре —новый человек (люди разные). На рисунке 376
показано, в каком случае кадры будут больше отличаться друг от друга.
Предыдущая Следующая