Предыдущая Следующая
В
каждом куске, являющемся в картине монтажным куском (соединенным с предыдущим и
последующим), наличествуют элементы внутрикадрового монтажа.
Работа
актера и актеров в кадре — внутри кадровый монтаж. Движения аппарата во время
съемки (панорамы, наезды)— внутри кадровый монтаж.
Вспомните
нашу разработку фрагмента «Смерть Андрия» — кадр 28 крупный поясной: -*■«»;
Мы в
свое время просили обратить внимание на этот кадр, потому что в этом кадре
основные элементы действия перечисляются внутри кадра — независимо от перемены
точки зрения аппарата. Тогда же было сказано, что монтаж может быть не только в
смене кусков-кадров, но и внутри каждого кадра.
Монтаж
— это не только сборка кусков, составляющих картину, но и закономерное
чередование задач — действий, статики, движений, самых разнообразных объектов в
действии, смена которых и создает кинокартину в ее окончательном виде.
Закономерная
смена впечатлений с экрана происходит и зависит не только от организованного
чередования монтажных кусков в равной степени и от организации протекающего действия
в кусках-кадрах.
Любопытно
отметить, что наибольшее увлечение монтажным строем картин совпало с периодом
еще недостаточно развитой техники киносъемок. Изобретение съемочного крана
ввело в технику широкое использование съемок с движения, когда аппарат следит
за актером — ходит за ним. Куски подобных съемок получаются очень длинными, но
это не значит, что внутри подобных кадров отсутствует монтаж, как закономерная
смена событий, действий, переживаний и т. и.
При
съемке с движения существуют свои внутрикадровые монтажные переходы, расчет и
построение которых большей частью производятся совершенно так же, как и расчет
монтажной съемки планами. Имейте в виду, что съемка с движения (с крана, с
тележки, жироскопом — панорамы, наезды и пр.) чрезвычайно трудна как по
построению действия кадра, так и по технике выполнения. Излишнее увлечение
съемками с движения не дает больших художественных результатов. Снимать
движущейся камерой надо тогда, когда это необходимо, когда действие, снятое
просто разными планами, будет на экране безусловно менее выразительно, чем
съемка с движения.
Предыдущая Следующая