Предыдущая Следующая
Вот
почему монтаж кусков далеко еще не все в кинематографии, а только часть работы
по организации кинопроизведения, параллельная работе над действием в кадрах (в
первую очередь актерским). А все разнообразие приемов монтажа должно служить
выявлению главного — работе актера.
Занимаясь
вопросами монтажа и изучая его практику, вы должны встретиться с определением
«мизанкадр», введенным в кинематографию С. Эйзенштейном.
Мизанкадр — это организация
действия внутри кадра, композиция в пространстве и времени, выражающая
содержание кадра, и организация кадров между собой — соподчинение композиций
кадров в зависимости от содержания монтажной фразы, куска, эпизода.
ДАВАЙТЕ ЕЩЕ ПОМОНТИРУЕМ
Теперь
попробуйте смонтировать не последовательно развивающееся актерское действие в
одной сцене (то, что вы сделали, сняв и смонтировав «Встречу супругов»), а
несколько сцен из разнородного материала, не объединенного одной линией
актерского действия, из материала, включающего в себе и действия отдельных
актеров, и хроникальные засъемки, и пейзажи, и натюрморты и пр.
Вот
примерные темы монтажных упражнений:
1.«Деловой
день в центре города».
2.«У
завода»—начало (или конец) работы.
3.«Буря».
4.«Утро
на реке». 'V- '
5.«В
зоологическом саду». ^ И|.-
6.«Купающиеся
дети».
7.«Пикник»
и т. п.
К этим
упражнениям можно подойти двояко:
1)предварительно
снимать материал по сценарию;
2)монтировать
из готового материала (взятого из других картин), составив сценарий после
просмотра годного для монтажа материала.
В этих
упражнениях ваши монтажные возможности не ограничены последовательным
развитием актерской игры в сцене — вы гораздо свободнее сможете переставлять в
них куски, сокращать и удлинять их, резать на части—добиваться самых
разнообразных ритмических комбинаций.
Чему же
будет подчинен монтаж указанных упражнений?
Тому
же, чему подчинен монтаж всего в кинокартине — смыслу, содержанию, идее
произведения (сверхзадаче, задачам, кускам).
Предыдущая Следующая