Предыдущая Следующая
Имейте
ввиду, что подчиняется смыслу и неотрывен от смысла не только порядок
чередований кусков, но и ритм их, стало быть, и длина каждого куска.
Проделывая указанные упражнения,
нельзя допускать бессмысленного «кромсания» монтажного материала и подбор его в
ложном «ритме».
МОНТАЖ КАРТИНЫ Л
* '
Мы
начали с вами упражнения по монтажу, монтируя одну сцену. Затем перешли к
отдельным монтажным упражнениям. Разбирая проделанные монтажи, мы неминуемо
должны были коснуться почти всех вопросов и монтажа картины—это вполне
естественно. Сцена —картина «в миниатюре», монтаж картины во многом аналогичен
монтажу сцены.
Сверхзадача,
куски и задача определяют собой кинокартину и диктуют структуру картины, ее
драматургическую композицию — взаимосвязь эпизодов, сцен и кусков. Задачи
произведения определяют его монтаж.
Из
этого следует, что работа над монтажом сцен — драматургическая композиция
картины.
Устанавливая
определенный монтажный порядок сцен, их взаимосвязь, переставляя сцены с
одного места на другое, режиссер отделывает, отчеканивает — уточняет
драматургию картины.
Таким
образом драматическая композиция картины, ее структура окончательно
проверяются и уточняются в процессе монтажа.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ
МОНТАЖ КАРТИНЫ
Картина
так же, как и одна сцена, может быть смонтирована последовательным и
параллельным монтажом или совокупностью их (в одних местах, где надо по
заданию,—последовательно, а в других, где требует задание,—параллельно). Также,
как и в сцене, в картине можно выбросить неудавшееся место, заменив его
перебивкой (в данном случае уже не куском, а целой сценой или эпизодом).
При
параллельном монтаже учитывайте зависимость длины перемежаемых кусков от протяженности
действия. Если человек сидит у окна, он не может мгновенно оказаться сидящим за
столом, находяшимся в нескольких шагах от окна. В данном случае для того, чтобы
с кадра «человек у окна* перейти к кадру «человек у стола», необходимо показать
между первым и последним кадром кадр проход от окна к столу»—так этого требует
естественность развития действия. Если не наго показывать «проход от окна к
столу», вам придется на место этого куска поставить другой, в котором заснято
действие другого человека. Предположим, по сценарию вы можете показать в
данном месте кусок: «на кухне щиплют курицу». Кусок «щипание курицы» должен
быть подлине таким, чтобы зритель поверил, что за время показа этого куска
человек успел перейти от окна к столу. Если в четвертом куске вы покажете, как
вашему герою приносят жареную курицу, вам придется третий кусок «человек за
столом» показывать столько времени, сколько необходимо, чтобы зритель поверил в
возможность ощипать и зажарить курицу за это время, г. е. третий кусок вы
вынуждены будете показывать очень долго. Вероятно, 'чтобы этого не делать, вы
между «человеком за столом» и «подачей жареной курицы» вставите какой-нибудь
кусок (или несколько) параллельного действия, длительность которого будет
достаточна для того, чтобы зритель поверил в возможность за это время зажарить
курицу.
Предыдущая Следующая