Предыдущая Следующая
Когда мы
немые куски перебиваем одни другими, желая показать различные действия,
происходящие в одно и то же время, мы время, необходимое для перебивки.
занимаемое вставными кусками, вычитаем из тех кусков, которые перебиваем.
Только вычитаем мы его не буквально — не столько, сколько вырезали
из основного куска, и не столько,
сколько надо в жизни на данное действие, а вычитаем его сжат о. Например, если
в первом куске человек поднял ружье и выстрелил в льва, а во втором куске мы
сейчас же даем летчика, садящегося на самолет, то в третьем куске неправильно
будет показывать падение мертвого льва от выстрела. Можно будет в этом куске
показать уже лежащего убитого льва, потому что на перебивку (на кусок с
летчиком, садящимся в самолет) ушло какое-то время, и это время мы обязаны
вычесть из первого куска. Но это вычитание обыкновенно делается не точно
такого размера, каким был кусок, изображающий садящегося на самолет летчика, а
иного размера, в результате чего мы получаем время перебиваемого действия или
сжатым или увеличенным.
После
показа мертвого льва мы можем показать летчика и самолет в воздухе. В порядке
же логического развития действия нужно было сначала показать разбег самолета и
отрыв его от земли. Но так как время, необходимое на разбег и на отрыв
самолета, было занято у нас показом убитого льва, то мы разбег и подъем самолета
как бы вычитаем из действия (но не в плане реального времени, а в плане
условного).
Предположим,
для того чтобы показать взлет самолета, нужно 10 метров, или 20 секунд. Мы же
можем показать убитого льва на 2—3 метрах, т. е. 4 — б секунд. Следовательно,
время действия немого изображения при монтаже «условно». Время же звука не
может так легко сжиматься или расширяться по желанию режиссера - монтажера.
Есть пословица: «из песни слов не выкинешь». Представьте себе, что летчик,
садясь в самолет, пел песню, и слова этой песни слышит зритель в ряде
последующих кадров (значит и на кадре мертвого льва). Сжать для показа мертвого
льва песню — выкинуть из нее слова нельзя (без искажения песни), и поэтому мы
вынуждены будем или показывать мертвого льва столько времени, сколько логически
но совершаемому действию летчику необходимо петь, или дадим летчику такой
куплет из песни, который временно уложится в кадр мертвою льва (или естественно
захлестнется на следующий кадр). В данном примере это сделать не трудно, а
представьте себе, что слова песни связаны с конкретным, предполагаемым зрителем
действием. В этом случае время звука никак не может быть сокращено, оно
становится иным, чем условное время монтажа изображения. Вот почему иногда
бывают случаи, когда по изображению монтажный кусок вы показали достаточно, а
по звучанию этот кусок необходимо продолжить. В данном случае прибегайте к
звуковому захлесту — прекращайте показывать данное (синхронно звучащее)
изображение, а показывайте другое, нужное вам, а звук продолжайте прежний. Так
вы разрешите «конфликт» между временем звука и изображения. Но помните при
этом: все кадры изображения, сочетаемые вами со звуком, должны сочетаться
осмысленно — характерно, ярко, образно; они ни в коем случае не должны только
«заполнять! экран для того, чтобы зритель дослушал необходимое.
Предыдущая Следующая