Предыдущая Следующая
ВИДЫ ЗВУКОЗРИТЕЛЬНЫХ СОЧЕТАНИЙ
Строя
звуковую картину, монтируя звук и изображение, мы можем сочетать: изображение и
речь, изображение и шум, изображение и пение, изображение и музыку,
изображение
и звуковой комплекс: речь, шум, пение, музыку.
Эти
звукозрительные сочетания могут производиться по нескольким линиям:
1) звук
оправдывается видимым источником в одном из кадров изображения, относящихся к
данному звуку;
2) звук
оправдывается невидимым в одном из кадров источником, но предполагаемым,
допустимым, вполне возможным;
3) звук
дается «от действующего лица» — «мысли вслух», действующее лицо думает;
4) звук
не оправдывается изображением, а дается «от автора».
В связи
с этим в сочетаниях кадров звука и изображения возможны следующие варианты:
1) то,
что показывается, звучит;
2) из
того, что показывается, звучит не все, а только нужное, необходимое,
подчеркивающее главное (отобранное звучит громче или слабее, в зависимости от
воли режиссера, акцентирующего на главном);
3) звучит
не только то, что показывается, а «продолжение кадра», то, что за кадром
(звучание из-за кадра может быть реальным и подчеркнутым— звучанием
«укрупненного» плана);
4) звук
ассоциативен — совпадение звука не с непосредственным его источником (видимым),
а с действием, связанным в той или иной форме с источником звука (ранее видимым
или предполагаемым).
«... в
сцене, когда Петр камнем убивает Василия, громко и отчетливо тикают часы.
Зритель не замечал неправдоподобия громкого икания находящихся в жилетном
кармане часов, потому что сцена убийства ассоциировалась с наградой часами и
непосредственно возникала из нее. Тиканье подчеркивало тишину и напряжение
сцены убийства.
Этот
метод я условно называю методом ассоциативного звука». (С. Юткевич, Стенограмма
лекций в Ленфильме, 1936 г.)
То же
самое было сделано в картине «Великий утешитель», когда крупный план
Валентайна, открывающего сейф, сочетался с неправдоподобно громким тиканьем
секундомера, подчеркивающим тишину и напряжение сцены вскрытия сейфа.
Предыдущая Следующая