СЮЖЕТ
КАДРЫ
ФОТОГРАФИИ
ССЫЛКИ
АКТЕРЫ
МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
 

Литература

 

Предыдущая Следующая

 

ЗВУК В ПРОСТРАНСТВЕ

Взаимосвязь силы звука с изображением, вариации силы звука и звучание в различных акустических условиях являются элементами звуковой перспективы. Объемность звука, его «перспективность»дают большую выразительность кинема­тографическому действию. Вспомните проход катера под мостом в «Мы из Крон­штадта». Изменение звучания работы мотора катера, попадающего в новые аку­стические условия под мостом, переданы в картине с предельным мастерством и выразительностью.

К примеру «звуковой перспективы» следует отнести проход по коридору на­чальника тюрьмы в картине «Великий утешитель». Затухающие, уходящие в глу­бину реплики начальника: «Жалоб нет... жалоб нет... жалоб нет...», дают в этой сцене физическое ощущение длины коридора, чего невозможно было бы достигнуть в той же степени одним изображением.

       Перспектива изображения (видимого в кадре или предполагаемого за кадром) должна быть увязана с перспективой звука.

Вспомните падающую гитару из «Мы из Кронштадта». Как сильно передает ее затухающий звук глубину пропасти.

 

МУЗЫКА И ШУМЫ

Музыка в звукозрительных сочетаниях играет огромную роль. Музыка — вторая жизнь фильма, музыка родственна подтексту.

Изображение может сопровождаться музыкой или пением, иллюстрирующим действие.                                                                                                                                                                                 .ЗЧЕ*

Изображение может контрапунктически соединяться с музыкой и пением. В этом случае музыка должна придавать изображению новый смысл, новое ка­чество. (В обоих случаях музыка или пение может идти и от оправданного источ­ника — показанного или только предполагаемого или «от автора».)

При пользовании озвучанием надо учитывать, что «натуральные шумы» имеют и ритм, и тембр, и мелодию (не всегда оформившуюся). К сожалению, мно­гие режиссеры и композиторы невнимательно относятся к подлинно художествен­ному использованию шумов в картинах. Классическим образцом художественного использования звука в картине (как музыки, так и шумов), его органического слияния с изображением (не иллюстративного, а глубоко смыслового) является «Александр Невский». Примеры из этой картины невозможно привести в нашей книге, потому что музыка не передаваема словами. Внимательно изучите эту кар­тину, в особенности по линии звукозрительных сочетаний. Чрезвычайный интерес представляют для изучения звукозрительных сочетаний картины Чаплина «Огни большого города» и «Новые времена». Эти картины считались одно время только «озвученными немыми картинами». Это было заблуждением. «Немое» в этих кар­тинах — отсутствие актерской речи. Речь человека прекрасна и она, безусловно, является одним из главнейших материалов звуковых картин, но помимо речи не .меньшее значение имеет в картине сочетание музыки и изображения. Вот по этой линии указанные картины Чаплина являются исключительно ценными произве­дениями кинематографии. Чаплин сумел в этих картинах с предельным тактом, мастерством и выразительностью ритмически соединить изображение и звук по всем линиям: по сюжету, актерскому действию и монтажу. Звук и действие в этих картинах едины и неотделимы.                                                                                                                                                                                          - •


Предыдущая Следующая

e-mail

 
 
 

Ссылки на спонсорские ссылки:

Сайт управляется системой uCoz