Предыдущая Следующая
ЗВУК В ПРОСТРАНСТВЕ
Взаимосвязь
силы звука с изображением, вариации силы звука и звучание в различных
акустических условиях являются элементами звуковой перспективы. Объемность
звука, его «перспективность»дают большую выразительность кинематографическому
действию. Вспомните проход катера под мостом в «Мы из Кронштадта». Изменение
звучания работы мотора катера, попадающего в новые акустические условия под
мостом, переданы в картине с предельным мастерством и выразительностью.
К примеру
«звуковой перспективы» следует отнести проход по коридору начальника тюрьмы в
картине «Великий утешитель». Затухающие, уходящие в глубину реплики
начальника: «Жалоб нет... жалоб нет... жалоб нет...», дают в этой сцене
физическое ощущение длины коридора, чего невозможно было бы достигнуть в той же
степени одним изображением.
Перспектива изображения
(видимого в кадре или предполагаемого за кадром) должна быть увязана с
перспективой звука.
Вспомните
падающую гитару из «Мы из Кронштадта». Как сильно передает ее затухающий звук
глубину пропасти.
МУЗЫКА И ШУМЫ
Музыка
в звукозрительных сочетаниях играет огромную роль. Музыка — вторая жизнь
фильма, музыка родственна подтексту.
Изображение
может сопровождаться музыкой или пением, иллюстрирующим действие. .ЗЧЕ*
Изображение
может контрапунктически соединяться с музыкой и пением. В этом случае музыка
должна придавать изображению новый смысл, новое качество. (В обоих случаях
музыка или пение может идти и от оправданного источника — показанного или
только предполагаемого или «от автора».)
При
пользовании озвучанием надо учитывать, что «натуральные шумы» имеют и ритм, и
тембр, и мелодию (не всегда оформившуюся). К сожалению, многие режиссеры и
композиторы невнимательно относятся к подлинно художественному использованию
шумов в картинах. Классическим образцом художественного использования звука в
картине (как музыки, так и шумов), его органического слияния с изображением (не
иллюстративного, а глубоко смыслового) является «Александр Невский». Примеры из
этой картины невозможно привести в нашей книге, потому что музыка не
передаваема словами. Внимательно изучите эту картину, в особенности по линии
звукозрительных сочетаний. Чрезвычайный интерес представляют для изучения
звукозрительных сочетаний картины Чаплина «Огни большого города» и «Новые
времена». Эти картины считались одно время только «озвученными немыми
картинами». Это было заблуждением. «Немое» в этих картинах — отсутствие
актерской речи. Речь человека прекрасна и она, безусловно, является одним из
главнейших материалов звуковых картин, но помимо речи не .меньшее значение
имеет в картине сочетание музыки и изображения. Вот по этой линии указанные
картины Чаплина являются исключительно ценными произведениями кинематографии.
Чаплин сумел в этих картинах с предельным тактом, мастерством и
выразительностью ритмически соединить изображение и звук по всем линиям: по
сюжету, актерскому действию и монтажу. Звук и действие в этих картинах едины и
неотделимы. -
•
Предыдущая Следующая