Предыдущая Следующая
МОНТАЖ-ДРУГ АКТЕРА
Несколько
лет назад автор этой книги услышал на занятиях актерским мастерством от
актера-преподавателя, беседующего со своими учениками, что он (актер) ненавидит
кинематограф. Причину своей ненависти актер объяснил наличием в кино монтажа, в
результате применения которого работа актера будто бы «принижается»,
«обкарнывается», «убивается».
Данный
актер глубоко ошибался.
Монтаж — не враг, а лучший друг
актера.
Монтаж
дает возможность в самых выгодных формах показать на экране действие актера и
массы, действие актера во взаимосвязи с природой, действие актера во
взаимосвязи с вещами, действие актера сравнительно ассоциативно с параллельными
действиями, явлениями и звучаниями; монтаж дает возможность актеру отчетливо
показывать зрителю мельчайшие нюансы своей работы. Аппарат в динамике, снимая
«с движения», неотступно следит за действием актера, а зритель благодаря этому
может видеть актерскую игру ясно, приближенно, неотступно. М. Горький
констатировал невозможность драматургу на театре вести действующих лиц «на
ниточках своих целей» так, как это делается в повести, романе, рассказе.
Монтаж дает возможность кинодраматургу и режиссеру, показывая актерскую игру
нужными планами, подсказывать зрителю цели драматурга, что достигается
наглядной связью актерского действия с массой, природой, вещами, звучаниями. В
кино есть возможность показать даже, о чем думает герой (внутренний монолог),
то, что сделать на театре нельзя.
Следовательно,
монтажная съемка не мешает актеру донести свое искусство до зрителя, а
наоборот, помогает.
Мы монтируем для того,
чтобы зритель самым лучшим образом и в нужном ритме увидел на экране актерское
действие.
Вот
почему монтажный план каждой съемки актерского действия учитывается на
репетициях, проверяется, а иногда в соответствии с игрой актеров и видоизменяется.
(Изменяя
монтажный план сцены в зависимости от игры актеров, помните, что сценарий — его
драматургию, его задачи —изменять нельзя.)
Предыдущая Следующая