Предыдущая Следующая
От
времени до времени он зажигал спичку и смотрел на часы. Около двенадцати его
охватило лихорадочное волнение. Каждую минуту он высовывал голову из окна
кареты и смотрел, не идет ли она.
Где-то
вдали пробило двенадцать, потом еще раз, ближе, потом где-то на двух часах
сразу, и наконец, опять совсем далеко. Когда раздался последний удар, он подумал:
«Кончено. Все погибло. Она не придет».
Он
решил, однако, ждать до утра. В таких случаях надо быть терпеливым.
Скоро
он услышал, как пробило четверть первого, потом половину, потом три четверти,
и, наконец, все часы повторяли друг за другом час, как раньше пробили двенадцать...»»
Мы
видим из этого примера, что когда Мопассану понадобилось вклинить в сознание и ощущение
читателя эмоциональность полуночи, он не ограничился тем, что просто дал
пробить часам двенадцать, а потом час. Он заставил нас пережить это ощущение
полуночи тем, что заставил пробить двенадцать часов в разных местах, на разных
часах. Сочетаясь в нашем восприятии, эти единичные двенадцать ударов сложились
в общее ощущение полуночи. Отдельные изображения сложились в образ. Сделано
это строго монтажно.
Данный
пример может служить образцом тончайшего монтажного письма, где «12 часов» в
звуке выписано целой серией планов «разной величины»: «где-то», «вдали»,
«ближе», «совсем далеко». Это бой часов, взятый с разных расстояний, как съемка
предмета, сфотографированного в разных размерах и повторенного в
последовательности трех различных кадров— «общим планом», «средним», «еще более
общим». При этом самый бой, вернее, разнобой часов, выбран здесь вовсе не как
натуралистическая деталь ночного Парижа. Сквозь разнобой часов у Мопассана
прежде всего настойчиво бьет эмоциональный образ ««решительной полуночи», а не
информация о... «ноль часах».
Желая
дать лишь информацию о том, что сейчас двенадцать часов ночи, Мопассан вряд ли
прибегнул бы к столь изысканному письму. Совершенно так же без избранного им
художественно-монтажного разрешения ему никогда не добиться бы такими
простейшими способами столь же ощутимого эмоционального эффекта.
Предыдущая Следующая