Предыдущая Следующая
Я
говорю об образе произведения в целом и об образе отдельной сцены. Совершенно с
таким же правом и в том же смысле можно говорить о создании образа актером.
Перед
актером стоит совершенно такая же задача — в двух, трех, четырех чертах характера
или поступка выразить основные элементы, которые в сопоставлении создадут целостный
образ, задуманный автором, режиссером и самим актером.
Что же
примечательного в подобном методе? Прежде всего, его динамичность. Тот именно
факт, что желаемый образ не дается, а возникает, рождается. Образ, задуманный
автором, режиссером, актером, закрепленный ими в отдельные изобразительные
элементы, в восприятии зрителя вновь и окончательно ста и о в и т с я. А это конечная
цель и конечное творческое стремление всякого актера.
Красочно
писал об этом Горький в письме к Феди ну (см. «Литературная газета») № 17 от 26
марта 1938 г.)
«Вы
говорите: Вас мучает вопрос «как писать»? 25 лет наблюдаю я, как этот вопрос
мучает людей... Да, да, это серьезный вопрос, я тоже мучился, мучаюсь и буду
мучиться им до конца дней. Но для меня вопрос этот формулируется так: так надо
писать, чтоб человек, каков бы он ни был, вставал со страниц рассказа о нем с
тою силой физической ощутимости его бытия, с тою убедительностью его полуфантастической
реальности, с какою вижу и ощущаю его? Вот в чем дело для меня, нот в чем тайна
дела...»
Монтаж
помогает разрешить эту задачу. Сила монтажа в том, что в творческий процесс
включаются эмоции и разум зрителя. Зрителя заставляют проделать тот же
созидательный путь, которым прошел автор, создавая образ. Зритель не только
видит изобразимые элементы произведения, но он и переживает динамический
процесс возникновения и становлении образа так, как переживал его автор. Это и
есть, видимо, наибольшая возможная степень приближения к тому, чтобы зрительно
передать во всей полноте ощущения и замысел автора, передать с «той силой
физической ощутимости», с какой они стояли перед автором в минуты творческой
работы и творческого видения.
Предыдущая Следующая