Предыдущая Следующая
Уместно
вспомнить о том, как Маркс определял путь истинного исследования.
«Не только
результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным.
Исследование истины само должно быть истинно, истинное исследование — это
развернутая истина, разъединенные члены которой соединяются в результате) (К.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, стр. 109).
Сила
этого метода еще в том, что зритель втягивается в такой творческий акт, в
котором его индивидуальность не только не порабощается индивидуальностью
автора, но раскрывается до конца в слиянии с авторским смыслом так, как
сливается индивидуальность великого актера с индивидуальностью великого
драматурга в создании классического сценического образа. Действительно, каждый
зритель в соответствии с своей индивидуальностью, по- своему, из своего опыта,
из недр своей фантазии, из ткани своих ассоциаций, из предпосылок своего
характера, нрава и социальной принадлежности творит образ по этим точно
направляющим изображениям, подсказанным ему автором, непреклонно ведущим его к
познанию и переживанию темы. Это тот же образ, что задуман и создан автором, но
этот образ одновременно создан и собственным творческим актом зрителя.
Казалось
бы, что может быть определеннее и яснее почти научной записи деталей «Потопа»),
как они проходят перед нами в «монтажном листе» Леонардо да-Винчи? И вместе с
тем до какой степени личны и индивидуальны каждый из тех конечных образов,
которые возникают у читающих, это общее для всех перечисление и сопоставление
деталей. Они столь же схожи и вместе с тем столь же различны, как роль Гамлета
или Лира, сыгранная разными актерами разных стран, эпох и театров.
Мопассан
предлагает каждому читателю одно и то же монтажное построение боя часов. Он
знает, что именно такое построение вызовет о ощущениях не информацию о времени
ночи, а переживание значительности часа полуночи. Каждый зритель слышит
одинаковый бой часов. Но у каждого зрителя родится свой образ, свое
представление полуночи и ее значительности. Все эти представления
образно-индивидуальны, различны и вместе с тем тематически едины. И каждый
образ подобной полуночи для каждого зрителя-читателя одновременно и авторский,
но столько же и свой собственный, живой, близкий, интимный.
Предыдущая Следующая