Предыдущая Следующая
Образ,
задуманный автором, стал плоть от плоти зрительского образа... Мною — зрителем
— создаваемый, во мне рождающийся и возникающий. Творческий не только для автора,
но творческий и дли меня, творящего зрителя.
Вначале
мы говорили о волнующем рассказе в отличие от протокольно-логического изложения
фактов.
"Протоколом
изложения было бы не монтажное построение во всех приведенных выше примерах.
Это было бы описание Леонардо да-Винчи, сделанное без учета отдельных планов,
расположенных по строю рассчитанной траектории глаза на поверхности будущей
картины. Это был бы неподвижный циферблат часов, отмечающий время свержения
временного правительства в фильме «Октябрь*. Это была бы у Мопассана короткая
информация о том, что пробило двенадцать часов. Иначе говоря, это были бы
документальные сообщения, не поднятые средствами искусства до подлинной
взволнованности и эмоционального воздействия. Все они были бы, выражаясь
кинематографически, изображениями, снятыми с одной точки. А в том виде, как они
сделаны художниками, они представляют собой образы, вызванные к жизни
средствами монтажного построения.
И
сейчас мы можем сказать, что именно монтажный принцип в отличие от изобразительного
заставляет творить самого зрители и именно через это достигает той большой силы
внутренней творческой взволнованности у зрителя, которая отличает
эмоциональное произведение от информационной логики простого пересказа в изображении
событий.
Вместе
с этим обнаруживаем, что монтажный метод в кино есть лишь частный случай
приложения монтажного принципа вообще, принципа, который в таком понимании
выходит далеко за пределы области склейки кусков пленки между собой.
С
подобным же роем картин, строго отобранных и сведенных к предельной лаконике
двух-трех деталей, мы непременно будем иметь дело в лучших образцах литературы.
Выше мы
не напрасно сравнивали в монтажном методе творчество зрителя с творчеством
актера. Ибо как раз здесь в первую очередь происходит встреча метода монтажа с
самой, казалось бы, неожиданной областью — с областью внутренней техники актера
и с формами того внутреннего процесса, в котором у актера хорошее живое чувство
с тем, чтобы проступать в правдивых его действиях на сиене или на экране.
Предыдущая Следующая