Предыдущая Следующая
1.Тогда-то
свыше вдохновенный раздался звучный глас Петра: «За дело, с богом»
2.Из
шатра толпой любимцев окруженный
3.Выходит
Петр.
4.Его
глаза сияют.
5.Лик
его ужасен.
6.Движенья
быстры.
7.Он
прекрасен.
8.Он
весь, как божия гроза.
9.Идет.
10.Ему
коня подводят.
11.Ретив
и смирен верный конь.
12.Почуяв
роковой огонь, дрожит.
13.Глазами
косо водит.
14.И
мчится в прахе боевом, гордясь могучим седоком.
Количество
строк и «планов» оказались одинаковыми — и тех и других по четырнадцать. Но
при этом почти нет внутреннего совпадения разбивки на строки и разбивки на
планы на все четырнадцать случаев они встречаются только два раза: (VIII —8 и
Х-11). При этом нагрузка плана колеблется от двух полных строк (1, 14) вплоть
до случая одного слова (9).
Это
очень поучительно для работников кино и звукового прежде всего.
Посмотрим,
как монтажно «подан» Петр:
1,2, 3
— это великолепный пример значительной подачи действующего лица. Здесь
совершенно явны три ступени, три этапа в его появлении.
1.Петр
еще не показан, а подан сперва только звуком (голоса).
2.Петр
вышел из шатра, но его еще не видно. Видна лишь группа его любимцев, выходящих
с ним из шатра.
3.Наконец,
только в третьем куске выясняется, что выходит Петр. о
Дальше:
сияющие глаза как основная деталь в его облике (4). После этого — все либо(5).
И только тогда уже вся его фигура (вероятно, по колени) для того, чтобы
показать его движения, их быстроту и резкость. Ритм и характеристика движений
тут выражены «порывистостью», столкновением коротких фраз. Показ фигуры в рост
дается лишь в седьмом куске, и уже не протокольно, а красочно (образно): «Он
прекрасен». В следующем кадре это общее определение усиливается конкретным
сравнением: «Он весь, как божия гроза». Так лишь на восьмом куске Петр
раскрывается во всей своей (пластической) мощности. Этот восьмой кусок, видимо,
дает фигуру Петра во весь рост, решенную всеми средствами образной выразительности
кадра с соответствующей компоновкой кроны облачных небес над ним, шатром и
людей вокруг него и у его ног. И после этого широкого «станкового» плана поэт
сразу же возвращает нас в сферу движения и действия одним словом: «идет» (9).
Трудно четче схватить и запечатлеть наравне с «сияющими глазами» (4), вторую
решающую характерность: шаг Петра. Это краткое лаконическое «идет»» целиком передает
ощущение того громадного, стихийного, напористого шага Петра, за которым трудно
угнаться всей его свите. Так же мастерски схвачен и запечатлен этот «шаг
Петра» В. Серовым в его знаменитой картине, изображающей Петра на стройке
Петербурга.
Предыдущая Следующая