СЮЖЕТ
КАДРЫ
ФОТОГРАФИИ
ССЫЛКИ
АКТЕРЫ
МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
 

Литература

 

Предыдущая Следующая

1.Тогда-то свыше вдохновенный раздался звучный глас Петра: «За дело, с богом»

2.Из шатра толпой любимцев окруженный

3.Выходит Петр.

4.Его глаза сияют.

5.Лик его ужасен.

6.Движенья быстры.

7.Он прекрасен.

8.Он весь, как божия гроза.

9.Идет.

10.Ему коня подводят.

11.Ретив и смирен верный конь.

12.Почуяв роковой огонь, дрожит.

13.Глазами косо водит.

14.И мчится в прахе боевом, гордясь могучим седоком.

Количество строк и «планов» оказались одинаковыми — и тех и дру­гих по четырнадцать. Но при этом почти нет внутреннего совпадения разбивки на строки и разбивки на планы  на все четырнадцать случаев они встречаются только два раза: (VIII —8 и Х-11). При этом нагрузка плана колеблется от двух полных строк (1, 14) вплоть до случая одного слова (9).

Это очень поучительно для работников кино и звукового прежде всего.

Посмотрим, как монтажно «подан» Петр:

1,2, 3 — это великолепный пример значительной подачи действующего лица. Здесь совершенно явны три ступени, три этапа в его появлении.

1.Петр еще не показан, а подан сперва только звуком (голоса).

2.Петр вышел из шатра, но его еще не видно. Видна лишь группа его любимцев, вы­ходящих с ним из шатра.

3.Наконец, только в третьем куске выясняется, что выходит Петр.                  о

Дальше: сияющие глаза как основная деталь в его облике (4). После этого — все либо(5). И только тогда уже вся его фигура (вероятно, по колени) для того, чтобы показать его движения, их быстроту и резкость. Ритм и характеристика движений тут выражены «поры­вистостью», столкновением коротких фраз. Показ фигуры в рост дается лишь в седьмом куске, и уже не протокольно, а красочно (образно): «Он прекрасен». В следующем кадре это общее определение усиливается конкретным сравнением: «Он весь, как божия гроза». Так лишь на восьмом куске Петр раскрывается во всей своей (пластической) мощности. Этот восьмой кусок, видимо, дает фигуру Петра во весь рост, решенную всеми средствами образной вырази­тельности кадра с соответствующей компоновкой кроны облачных небес над ним, шатром и людей вокруг него и у его ног. И после этого широкого «станкового» плана поэт сразу же возвращает нас в сферу движения и действия одним словом: «идет» (9). Трудно четче схватить и запечатлеть наравне с «сияющими глазами» (4), вторую решающую характерность: шаг Петра. Это краткое лаконическое «идет»» целиком передает ощущение того громадного, стихийного, напористого шага Петра, за которым трудно угнаться всей его свите. Так же мас­терски схвачен и запечатлен этот «шаг Петра» В. Серовым в его знаменитой картине, изо­бражающей Петра на стройке Петербурга.


Предыдущая Следующая

e-mail

 
 
 

Ссылки на спонсорские ссылки:

Сайт управляется системой uCoz