СЮЖЕТ
КАДРЫ
ФОТОГРАФИИ
ССЫЛКИ
АКТЕРЫ
МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
 

Литература

 

Предыдущая Следующая

Я думаю, что вычитанная нами из текста последовательность и характеристика кадров выхода Петра правильна именно в том виде, как мы ее изложили выше. Во-первых, подобная «подача» действующих лиц вообще характерна для манеры Пушкина. Взять хотя бы другой блестящий пример совершенно такой же «подачи» балерины Истоминой (в «Евгении Онегине»). Во-вторых, самый порядок слов абсолютно точно определяет порядок последова­тельного видения тех элементов, которые в конце концов собираются в образ дейст­вующего лица, его пластически «раскрывают».

2, 3 строились бы совсем иначе, если бы в тексте стояло не:

«... Из шатра

Толпой любимцев окруженный Выходит Петр...»

а стояло бы:

«...Петр выходит

Толпой любимцев окруженный

Из шатра...»

Впечатление от выхода, который начинался бы с Петра, но не приводил бы к Петру, было бы совершенно иное. Это и есть образец выразительности, достигаемой чисто монтаж­ным путем и чисто монтажными средствами. Для каждого случая это будет различное вырази­тельное построение. И это выразительное построение каждый раз предпишет и предначер­тает тот «единственно возможный порядок» «единственно возможных слов», о котором Лев Толстой писал в статье «Что такое искусство».

Совершенно так же последовательно построен и звук и слова Петра (см. кусок 1).

Там ведь не сказано:

«...За дело, с богом!»

Раздался голос Петра, звучный и .

вдохновенный свыше...»

Там сказано:

«Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра: «За дело, с богом!»

И, строя выразительность возгласа, мы должны передавать его так, чтобы последова­тельно раскрывались сперва вдохновенность его, затем его звучность, потом мы должны в нем узнать голос именно Петра, и тогда, наконец, разобрать, что этот вдох­новенный, звучный голос Петра произносит («За дело, с богом!»). Очевидно, что в «по­становке» такого фрагмента первые требования легко бы разрешились на какой-то предшест­вующей фразе возгласа, доносящейся из шатра, где самые слова были бы непонятны, но где уже звучали бы вдохновенность и звучность, из которых мы уже потом могли бы узнать ха­рактерность голоса Петра.


Предыдущая Следующая

e-mail

 
 
 

Ссылки на спонсорские ссылки:

Сайт управляется системой uCoz