Предыдущая Следующая
Я
думаю, что вычитанная нами из текста последовательность и характеристика кадров
выхода Петра правильна именно в том виде, как мы ее изложили выше. Во-первых,
подобная «подача» действующих лиц вообще характерна для манеры Пушкина. Взять
хотя бы другой блестящий пример совершенно такой же «подачи» балерины Истоминой
(в «Евгении Онегине»). Во-вторых, самый порядок слов абсолютно точно определяет
порядок последовательного видения тех элементов, которые в конце концов
собираются в образ действующего лица, его пластически «раскрывают».
2, 3
строились бы совсем иначе, если бы в тексте стояло не:
«... Из шатра
Толпой любимцев окруженный
Выходит Петр...»
а стояло бы:
«...Петр выходит
Толпой любимцев окруженный
Из шатра...»
Впечатление
от выхода, который начинался бы с Петра, но не приводил бы к Петру, было бы
совершенно иное. Это и есть образец выразительности, достигаемой чисто монтажным
путем и чисто монтажными средствами. Для каждого случая это будет различное
выразительное построение. И это выразительное построение каждый раз предпишет
и предначертает тот «единственно возможный порядок» «единственно возможных
слов», о котором Лев Толстой писал в статье «Что такое искусство».
Совершенно
так же последовательно построен и звук и слова Петра (см. кусок 1).
Там
ведь не сказано:
«...За дело, с богом!»
Раздался голос Петра, звучный и .
вдохновенный свыше...»
Там
сказано:
«Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра: «За дело, с богом!»
И,
строя выразительность возгласа, мы должны передавать его так, чтобы последовательно
раскрывались сперва вдохновенность его, затем его звучность, потом мы должны в
нем узнать голос именно Петра, и тогда, наконец, разобрать, что этот вдохновенный,
звучный голос Петра произносит («За дело, с богом!»). Очевидно, что в «постановке»
такого фрагмента первые требования легко бы разрешились на какой-то предшествующей
фразе возгласа, доносящейся из шатра, где самые слова были бы непонятны, но где
уже звучали бы вдохновенность и звучность, из которых мы уже потом могли бы
узнать характерность голоса Петра.
Предыдущая Следующая