Предыдущая Следующая
Как
видим, все это имеет громадное значение для проблемы обогащения выразительных
средств кино.
Этот
пример является образцом и для самой сложной звукозрительной композиции.
Казалось, что в этой области почти не сыскать «наглядных пособий» и что для
накопления опыта остается лишь изучать сочетания музыки и действия в опере или
балете!
Пушкин
учит нас даже тому, как поступать, чтобы отдельные зрительные кадры не совпадали
механически с членениями внутри строя музыки.
Сейчас
мы остановимся только на самом простом случае — на несовпадении тактовых
членений (в данном случае строк1) с концами, началами и протяженностью
отдельных пластических картин. В грубой схеме это будет выглядеть так:
Верхний
ряд занимают четырнадцать стихов строфы, нижний ряд — четырнадцать изображений,
которые они несут.
Схема
отмечает соответствующее размещение их по строфе.
На этой
схеме совершенно наглядно видно, какое изысканное контрапунктическое письмо
звукозрительных членений применяет Пушкин для достижения замечательных результатов
9 разнообразном отрывке. За исключением случаев VIII—8 и X—11 мы в остальных
двенадцати ни разу не встречаемся даже с одинаковыми сочетаниями стихов и
соответствующих им изображений.
При
этом изображение и стих совпадают не только по размеру, но и по порядковому
песту всего лишь один раз — это VIII и 8. Это не случайно. Этим совпадением
членения музыки и членения изображения отмечен самый значительный кусок внутри
монтажной композиции. Он действительно единственный в своем роде: это тот
самый восьмой кусок, которым во всей полноте развернут и раскрыт облик Петра.
Именно этот стих является также единственным образным сравнением («Он весь,
как божия гроза»). Мы видим, что прием совпадения членений изображения и
музыки использован Пушкиным для наиболее сильного ударного случая. Так же
поступил бы и опытный монтажер — подлинный композитор звукозрительных
сочетаний.
Предыдущая Следующая