СЮЖЕТ
КАДРЫ
ФОТОГРАФИИ
ССЫЛКИ
АКТЕРЫ
МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
 

Литература

 

Предыдущая Следующая

Сейчас установилась такая традиция типографского набора и соответственной читки:

«...Когда избавит нас творец

От шляпок их, чепцов, и шпилек, и булавок,

И книжных и бисквитных лавок...»

Между тем как в оригинальной трактовке это место у Грибоедова задумано так:

«...Когда избавит нас творец

От шляпок их! Чепцов! и шпилек! и булавок!!!

И книжных и бисквитных лавок!!!..»

Совершенно очевидно, что произнесение текста в обоих случаях совершенно разное. Но мало того: как только мы постараемся представить это перечисление в зрительных об­разах, в зрительных кадрах, мы сразу же увидим, что не грибоедовское начертание понимает шляпки, чепцы, шпильки и булавки как один общий план, где вместе изображены все эти предметы. Между тем как в оригинальном грибоедовском изложении каждому из этих атрибутов туалета отведен свой крупный и лани перечисление их дано монтажно сменяющимися кадрами.

Очень характерны здесь двойные и тройные восклицательные знаки. Они как бы го­ворят о возрастающем укрупнении планов. Укрупнение, которое в читке стиха достигается голосовыми и интонационными усилениями, в кадрах выразилось бы увеличивающимися размерами деталей.

Тот факт, что мы позволяем себе здесь говорить о размерах видимых предметов перечисления вполне законен. Этому вовсе не противоречит то обстоятельство, что мы здесь имеем дело не с пушкинским описательным материалом, вроде тех случаев, что мы разбирали выше. Здесь в словах Фамусова не описание картин и не авторское изложение тех последовательных частностей, в которых он хочет, чтобы мы постепенно воспринимали например, Петра в «Полтаве». Здесь мы имеем дело с перечислением, которое произ­носит возмущенно: действующее лицо. Но есть ли здесь принципиальная разница ? Конечно, нет! Ведь для того что бы с подлинной яростью обрушиваться на все эти шляпки, шпильки, чепцы и булавки, актер в момент произнесения тирады должен ощущать их вокруг себя и перед собою — видеть их! При этом он может видеть их перед собой и как общую массу (общим планом), но может видеть их нагромождение в виде резкой «монтажной» смены каж­дого атрибута в отдельности. Да еще в возрастающем укрупнении, заданном» двойными и трой­ными восклицательными знаками. И уже тут выяснение того, как видеть эти предметы пере­числения — общим планом или монтажно — вовсе не праздная игра ума: тот или иной по­рядок видения этих предметов перед собой и вызовет ту или иную степень усиления инто­нации. Это усиление будет не нарочно сделанным, а естественно отвечающим на степень интенсивности, с которой фантазия рисует предмет перед актером.


Предыдущая Следующая

e-mail

 
 
 

Ссылки на спонсорские ссылки:

Сайт управляется системой uCoz