Предыдущая Следующая
Сейчас
установилась такая традиция типографского набора и соответственной читки:
«...Когда
избавит нас творец
От шляпок
их, чепцов, и шпилек, и булавок,
И книжных
и бисквитных лавок...»
Между
тем как в оригинальной трактовке это место у Грибоедова задумано так:
«...Когда избавит нас творец
От шляпок их! Чепцов! и шпилек! и
булавок!!!
И книжных и бисквитных
лавок!!!..»
Совершенно
очевидно, что произнесение текста в обоих случаях совершенно разное. Но мало
того: как только мы постараемся представить это перечисление в зрительных образах,
в зрительных кадрах, мы сразу же увидим, что не грибоедовское начертание
понимает шляпки, чепцы, шпильки и булавки как один общий план, где вместе
изображены все эти предметы. Между тем как в оригинальном грибоедовском
изложении каждому из этих атрибутов туалета отведен свой крупный и лани
перечисление их дано монтажно сменяющимися кадрами.
Очень
характерны здесь двойные и тройные восклицательные знаки. Они как бы говорят о
возрастающем укрупнении планов. Укрупнение, которое в читке стиха достигается
голосовыми и интонационными усилениями, в кадрах выразилось бы увеличивающимися
размерами деталей.
Тот
факт, что мы позволяем себе здесь говорить о размерах видимых предметов
перечисления вполне законен. Этому вовсе не противоречит то обстоятельство, что
мы здесь имеем дело не с пушкинским описательным материалом, вроде тех случаев,
что мы разбирали выше. Здесь в словах Фамусова не описание картин и не
авторское изложение тех последовательных частностей, в которых он хочет, чтобы
мы постепенно воспринимали например, Петра в «Полтаве». Здесь мы имеем дело с
перечислением, которое произносит возмущенно: действующее лицо. Но есть ли
здесь принципиальная разница ? Конечно, нет! Ведь для того что бы с подлинной
яростью обрушиваться на все эти шляпки, шпильки, чепцы и булавки, актер в
момент произнесения тирады должен ощущать их вокруг себя и перед собою — видеть
их! При этом он может видеть их перед собой и как общую массу (общим планом),
но может видеть их нагромождение в виде резкой «монтажной» смены каждого
атрибута в отдельности. Да еще в возрастающем укрупнении, заданном» двойными и
тройными восклицательными знаками. И уже тут выяснение того, как видеть эти
предметы перечисления — общим планом или монтажно — вовсе не праздная игра
ума: тот или иной порядок видения этих предметов перед собой и вызовет ту или
иную степень усиления интонации. Это усиление будет не нарочно сделанным, а
естественно отвечающим на степень интенсивности, с которой фантазия рисует
предмет перед актером.
Предыдущая Следующая