Предыдущая Следующая
На этом
же отрывке совершенно наглядно видно, до какой степени сильнее и более выразительно
монтажное построение, чем построение, данное «с одной точки», как оно дано в
позднейшей транскрипции.
Любопытно,
что таких примеров у Грибоедова очень много. При этом отличие старой
транскрипции всегда сводится к разбивке «общего» плана на «крупные», а не
наоборот;
Так
например, столь же неверна традиционная транскрипция:
«...Для довершенья чуда Раскрылся
пол и вы оттуда Бледны, как смерть...
Вместо
этого Грибоедов пишет:
«...Для довершенья чуда Раскрылся
пол и вы оттуда Бледны! Как смерть!»
Еще
более неожиданно и замечательно это в таком, ставшем трафаретном, случае чтения,
как:
«...И прослывет у них мечтателем
опасным...»
Оказывается,
что Грибоедов пишет это иначе:
«...И прослывет у них мечтателем!
Опасным!..»
В обоих
случаях мы имеем дело с чисто монтажным явлением. Вместо маловыразительной
картины — фразы: «бледны, как смерть» мы имеем дело с двумя картинами возрастающей
силы: I) «бледны!» и 2) «как смерть!». Совершенно то же самое и во втором
случае, где тема опять-таки идет, возрастая от куска к куску.
Как
видим, эпоха Грибоедова и Пушкина весьма остро монтажна и, не прибегая к манере
монтажной расстановки строк так, как это делает Маяковский, Грибоедов,
например, по внутреннему монтажному ощущению во многом перекликается с
величайшим поэтом нашей современности.
Занятно,
что здесь исказители Грибоедова проделали обратный путь тому, что делает сам
Маяковский от варианта к варианту стихотворения — все по той же монтажной
линии. Так обстоит дело, например, с одним куском стихотворения «гей не об
разное», сохранившегося в двух стадиях работу над ним.
Первоначальная
редакция:
«...Вы низкий и подлый самый
Пошла и пошла ругая...»
Окончательный
текст:
«...Ты самый низкий, Ты подлый
самый и пошла и пошла
и пошла, ругая...»
(цитирую по В. В. Тренину «В
мастерской стиха Маяковского»).
Предыдущая Следующая