Предыдущая Следующая
«...Как неправильно думают
многие, говоря: такой-то композитор прекрасно инструментует или такое-то
(оркестровое) сочинение отлично инструментовано. Да ведь инструментовка есть
одна из сторон души самого сочинения. Само сочинение задумано оркестрово и в
самом своем зачатии уже обещает известные оркестровые краски, присущие ему
одному и одному его творцу. Разве возможно сущность музыки Вагнера отделить от
его оркестровки? Да это все равно, что сказать: такая-то картина такого-то
художника отлично им разрисована красками». (Н. А. Римский -Корсаков «Основы
оркестровки».)
Вот что
сказал один из музыкальных классиков об оркестровке, и это определение,
сделанное Римским-Корсаковым, следует признать сугубо правильным и
исчерпывающим, но... тем не менее в практике киноработы с композиторами
режиссеры недостаточно обращают внимания на оркестровку музыки к фильму,
которая иногда находится композиторами недостаточно выразительно, без учета
особенностей передачи записанного на пленку звука через репродукторы. Композитор
должен тщательно изучать особенности звукозаписи и учитывать их при
оркестровке.
Часто
композитору приходится для кинокартины оркестровать не свои произведения, а
других композиторов. В этом случае также следует учесть высказывания
Римского-Корсакова:
«...уместно
будет сказать о часто встречаемом явлении: оркестровке чужих сочинений по
наброскам сочинителя. Оркеструющий по таким наброскам должен проникнуться
мыслью сочинителя, угадать его неосуществленные намерения и, приведя их в
исполнение, тем самым развить и докончить мысль, зарожденную самим творцом и
положенную им в основу своего произведения. Такая оркестровка есть тоже
творчество, хотя подчиненное другому, чужому...»
Чрезвычайно
интересны определения основных правил и достоинств оркестровки, сделанные А.
К. Глазуновым и Н. А. Римским-Корсаковым.
Глазунов
видит три различные степени достоинства оркестровки, разделяя ее на три главных
разряда:
Предыдущая Следующая