Предыдущая Следующая
Эту тему — античеловечность мира техники — он продолжает в фильме «Время развлечений», и, может быть, именно потому, что он лишь продолжает ее, а не развивает, его работа не вызывает большого интереса. За те годы, которые ушли у Тати на создание «Плей-тайма», люди узнали об опасности технологизации жизни больше, чем это сказано в фильме. Пожалуй, тематически фильм устарел — вот причина того, почему он встречен с равнодушием, так как мастерство Тати не вызывает никаких сомнений.
На этом можно окончить короткий разговор о комедии. Главное ясно: традиции французского водевиля живут, но кино пользуется только найденным и проверенным, новых открытий крайне мало.
Драма
Только Годару, если верить ему на слово, «наплевать, будут ли смотреть его фильмы». Для всех остальных режиссеров вопрос об успехе в прокате часто является вопросом жизни и смерти. Да это и нелепо — делать фильм, который не найдет зрителя. Однако оглядка на зрителя вещь тоже не безопасная. Стараясь подладиться под пресловутые «требования кассы», художник может запросто опуститься ниже зрителя, пойти на профанацию своего мастерства, потакать наиболее невзыскательным вкусам.
Именно такое случилось, на наш взгляд, с Марселем Карне в его последнем фильме.
Марсель Карне, про которого Антониони писал, что «он был тем, кто сумел сломать преграды во имя своей свободы и который в своих постоянных и почти невероятных технических поисках представлял новое содержание и, конечно, робкую попытку восстания», был в 30-х годах создателем стиля поэтического реализма. Молодой Карне, ученик Фейдера, не прошедший мимо влияний Виго, Дювивье, Ренуара и отчасти Рене Клера, увидел то существенное, что объединило эти индивидуальности, и создал свой стиль, отразивший приметы и внутреннюю реальность Европы накануне мировой войны.
Конец войны он встречал в парижском дворце Шайо, где состоялась премьера его фильма «Дети райка», о котором Жорж Садуль писал, что «может быть, нет... другого фильма, который бы так замечательно продолжил большие традиции французской литературы и так живо воскресил дух произведений Бальзака, Золя, Виктора Гюго, но также Эжена Сю, «Рокамболя» и Фантома-са, этих блестящих образцов литературного романтизма и натурализма». Фильма, о котором Габриэль Аудисио сказал, что «если хоть раз по поводу кино стоит произнести слово «искусство» — вот фильм, который этого заслуживает».
Предыдущая Следующая
Ссылки на дружественные сайты: