Предыдущая Следующая
отчего он не выполнил свое обещание разъяснить, что такое катарсис и как он
совершается (нам еще придется к этому вопросу вернуться). Далее, я не
напрасно выделил в пассаже Эко-Аристотеля слова ''смех'' и ''подражание''.
Первое появляется 5 раз, второе ? лишь однажды. Однако в настоящей
''Поэтике'' слово ''подражание'' (mimeseis) появляется сотни раз, а слово
''смех'' - всего раза три-четыре, да и то побоку. Недаром: реальный
Аристотель убежден, что ''сочинение - это, в целом, не что иное, как
подражания'', а ''смешное есть некоторая ошибка и уродство, но
безболезненное и безвредное''. Подражание. Значит, ''абсолютной идеей''
культуры является объект подражания, культовая, в отличие от физической,
реальность, выпускаемая затем на сцену в карманном варианте. Мало того, он,
как и другие древние, как Платон, полагает, что эта реальность обретает свое
полное воплощение в политической деятельности, а вовсе не на театральных
подмостках. В ''Политике'' (III,7,1) он пишет: ''Если конечной целью всех
наук и искусств является благо, то высшее благо есть преимущественная цель
самой главной из всех наук и искусств, именно политики''. Еще хлеще: Плутарх
впоследствие отмечает (сегодня мы сказали бы ? цинично отмечает ? но и это
анахронизм), что в классические времена примат политики рассматривался как
филологический трюизм, трюизм титулования: ''...По-видимому, Фалес был тогда
единственным ученым, который в своих исследованиях пошел дальше того, что
нужно для практических потребностей; все остальные получили название ученых
за свое искусство в политических делах''. Древним - в отличие от Эко ? и в
голову бы не пришло, что искусство или наука, иными словами ? театр может
представлять угрозу (или даже представляться угрозой) государственному
строю. Театр играл для них, самое большее, ту же роль (еще одно выражение,
невозможное в древнем мире), скажем иначе ? исполнял ту же функцию, что баня
Предыдущая Следующая
|