СЮЖЕТ
КАДРЫ
ФОТОГРАФИИ
ССЫЛКИ
АКТЕРЫ
МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
 
Предыдущая Следующая


Типологизировать тексты можно: по носителю, способам передачи и приема информации (например, радиотекст или экранный); алфавиту; словарному запасу и т.д. вплоть до содержательного анализа с подразделением на художественные и информационные (новостные, научные). Содержательный эвристический анализ позволяет выделять образную поливалентность, широко используемую авторами, например, когда героиня в постели с новым партнером вспоминает погибшего мужа (фильм «Мужчина и женщина»). Автор может описывать одним текстом один образ, детализируя подробности с целью усиления восприятия. Но может создать композицию с наложением кратких отражений многих образов и при этом восприятие столь усиливается, что объем текста при прочих равных условиях может быть сокращен на порядок при той же информативности или художественной ценности — сообразно тому, по каким критериям осуществляется оценка.

Типологическая структура (система) жанров имеет свойство меняться во времени (эволюционировать) — возникают новые жанры (например, телемосты или телеигры), исчезают старые (например, телевизионный памфлет), также происходит взаимопроникновение жанров (например, для увеличения зрелищности интервью включает черты репортажа, а репортаж — привлекает черты художественности вплоть до образности очерка, когда проявляется авторская позиция, что для репортажа в чистом виде нехарактерно). Некоторые жанры с расширением тематического пространства постепенно повышают ранг, как это произошло с драмой, прошедшей эволюцию от ординарного литературного жанра до группы жанров в понятии рода (согласно Р.Борецкому). Для обозначения процессов эволюции жанровой структуры различные авторы фигурально применяют заимствованные термины: диффузия, интерференция, химеризация и контаминация конкретных жанров. Однако не все, что встречается в литературе, адекватно понимаемо и доступно определению.

Фабула — хронологическая основа литературного произведения, также любого художественного произведения на основе текста (отсутствует в скульптуре или живописи, но характерна для большинства телевизионных жанров). Фабула является основой сюжета, но иногда это слово используется как синоним в специальной литературе. С другой стороны, живая речь может противопоставлять указанные понятия: на вопрос о фабуле произведения ожидается краткий ответ о чем оно, какова его основная тема, что, собственно, автор хотел передать зрителю или читателю; напротив, вопрос о сюжете предполагает, если не его краткую качественную оценку вне конкретной темы, буквально развернутый пересказ сценария, т.е. как автор решил тему. Различие понятий иллюстрируется примерами сюжетов без фабулы типа зарисовки, созданных на основе ассоциативного монтажа. Несколько чаще встречаются произведения с несколькими фабулами, предназначенные для ассоциативного восприятия. Существуют и бессюжетные произведения. (от лат. fabula басня рассказ).

Предыдущая Следующая

e-mail

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz